Интервью с настоятелем храма села Раменки

Восстанавливая святыни: один священник - два храма

13 января 2016 г.

В 2014 году по благословению правящего архиерея был образован Благотворительный фонд Московской епархии Русской православной церкви по восстановлению порушенных святынь. В попечительский совет фонда вошли Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и губернатор Московской области Андрей Воробьёв. В список фонда включены и 12 храмов Егорьевского района, особо нуждающиеся в ремонтно-восстановительных работах. Сегодня беседой с настоятелем Богородицерождественского храма села Раменки и Троицкого храма села Лелечи о. Георгием Курдогло «ЕК» начинает публикацию о проблемах восстановления православных святынь на территории нашего района.

 

  • Проект реконструкции.Так будет выглядеть храм в Раменках после окончания ремонтно-восстановительных работ и благоустройства территории. 

В 2014 году по благословению правящего архиерея был образован Благотворительный фонд Московской епархии Русской православной церкви по восстановлению порушенных святынь. В попечительский совет фонда вошли Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и губернатор Московской области Андрей Воробьёв. В список фонда включены и 12 храмов Егорьевского района, особо нуждающиеся в ремонтно-восстановительных работах. Сегодня беседой с настоятелем Богородицерождественского храма села Раменки и Троицкого храма села Лелечи о. Георгием Курдогло «ЕК» начинает публикацию о проблемах восстановления православных святынь на территории нашего района. 

 

- Отец Георгий, давайте начнём с проблем, существующих в храме в Раменках… 

- Главной проблемой восстановления храма села Раменки является капитальный ремонт крыши. Листы железа, уложенные ещё в то время, когда здесь был склад медицинских препаратов, проржавели до дыр. Частично крышу перекрыли рубероидом. Но это временные меры. Без хорошей кровли подвергается разрушению настенная и потолочная роспись, которая и так серьезно пострадала от проникающей внутрь влаги. Говоря о крыше, я имею в виду и козырьки колокольни, которые вовсе отсутствуют, а это ведёт к разрушению кладки. 

 

Полгода назад мы составили смету. Вместе с установкой новых балок и обрешётки ремонт кровли обойдётся в 3,5 миллиона рублей. Из-за роста цен на стройматериалы в 2016 году эта сумма может увеличиться. 

- Какие ещё насущные ремонтные проблемы этого храма требуют первоочередного внимания?

Нас беспокоит состояние цоколя и фундамента. Частично белокаменная облицовка цоколя, примерно процентов 15, была восстановлена еще при игумене Феофане, но это только начало работ. Водосточные трубы проржавели и частично разрушены, из-за этого серьезно пострадал настенный красный кирпич. Теперь необходимо восстанавливать и кирпичную кладку, и белый камень. После окончания этих работ в планах возведение ограды.

 

- Стоит ли восстанавливать дорогостоящую ограду? 

- Да, стоит. В архивных данных есть информация о каменной ограде с железной ковкой. Надежная ограда позволит сделать безопасную детскую площадку на территории храма, чтобы дети не выбегали на дорогу, проходящую прямо у крыльца. Также после проведения в храм газа, которое по проекту должно состояться в 2017 году, для новой котельной в соответствии с существующими правилами придется строить отдельно стоящее здание. Внутри церковного двора окажется и это строение, и дом причта, где в настоящее время располагаются трапезная и воскресная школа. 

- Подали ли вы заявку во вновь созданный фонд?

- Сейчас собираем необходимые документы, а их требуется немало. К тому же, охранный договор устарел и требует обновления, и занимается этим Министерство культуры Московской области. 

Надеемся получить от фонда помощь на замену всей кровли. Но я не думаю, что такая помощь придёт очень быстро. В Подмосковье 253 храма, которые специалисты фонда посчитали проблемными. Понятно, что оказаться первыми в этом списке у нас шансов немного. Поэтому, в силу своих возможностей, будем продолжать работы и своими силами. Хотя тот факт, что к нам уже приезжали три сотрудника из новообразованного фонда, вселяет надежду, что храм не оставят один на один с нынешними проблемами. 

- Могут благотворители помогать храму стройматериалами?

- Да, конечно. Мы такой помощи будем очень рады. С особой признательностью примем кирпич, белый отделочный камень, штукатурные смеси и краску. Неплохо, если в летний сезон какая-либо строительная организация хотя бы на несколько дней пришлёт нам несколько опытных строительных рабочих. От лица всех прихожан хочется передать просьбу к предпринимателям – помогите храмам нашего благочиния.

 

К сожалению, часть настенной живописи сильно пострадала от сырости, поступавшей вовнутрь.

 

- Какие проблемы существуют в храме в Лелечах? 

- Основная проблема здесь в том, что алтарь, трапезная часть и колокольня разрушены полностью. От алтаря вообще ничего не осталось. Трапезная – в руинированном состоянии. Когда-то она отапливалась, и там проходили службы зимой. А сам храм с очень высокими сводами был холодным. Отапливать его и в наши дни очень затратно. 

В довершение всего, после слома алтарной апсиды восточная стена дала две большие трещины и возникла опасность обрушения. Частично эта проблема сейчас решена возведением двух кирпичных подпорок. 

 

- Что можно предпринять, чтобы эта стена полностью не разрушилась?

- Ситуацию может исправить возведение алтарной апсиды, подпирающей давшую трещину стену. Я думаю, что эта работа должна стать первостепенной. Стоимость возведения разрушенного алтаря по современным расценкам – 1 миллион рублей. 

 

- Удастся ли вам самим собрать эту сумму? 

- Думаю, что нет. Православная община села Лелечи немногочисленна, даже с учётом приезжающих летом дачников. Огромный Троицкий храм, выстроенный в древнерусском стиле – памятник архитектуры. Когда-то храм поражал своей красотой и благолепием. И его надо восстанавливать «всем миром».

 

Троицкий храм в селе Лелечи
Село Лелечи впервые упоминается в документах 1578 года. Известно, что в 1646 году в селе уже существовали церкви Преображения и Воскресения Христова. В 1782 году вместо двух старых церквей построили одну новую и освятили её во имя Святой Троицы. 
Существующую ныне каменную Троицкую церковь начали строить в 1856 году. Храм был построен из кирпича в древнерусском стиле. В 1866 году Троицкая церковь была освящена. 
В 1869 году старую деревянную церковь продали в село Шарапово. На вырученные средства Троицкий храм был оштукатурен и покрашен. В 1893 году расписали стены храма. 
В 1934 году храм закрыли, снесли алтарь и разобрали колокольню. Кирпич от разрушенной колокольни частично использовали для строительства клуба. Здание храма передали под нужды колхоза. 
В 1998 г. была зарегистрирована православная община Троицкого храма. В 2002 г в полуразрушенном храме совершили первую литургию. В 2008 году на храм установили пять глав с крестами, отремонтировали кровлю.

Троицкий храм в Лелечах.
Реквизиты для перечисления пожертвований на восстановление храма в Лелечах:

  • МРО Православный приход ТРОИЦКОГО ХРАМА СЕЛА ЛЕЛЕЧИ ЕГОРЬЕВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
  • ИНН: 5011018577; КПП 501101001
  • р/с 40703810701200140547 в Егорьевском филиале ОАО Банк «Возрождение»
  • ОАО Банк «Возрождение», г. Москва,
  • БИК 044525181, к/с 3101810900000000181
  • Кор. счет: 30101810400000000225


Богородицерождественский храм в селе Раменки
Село Раменки с церковью впервые упоминается в писцовых книгах в 1578 г. В 1815 году существовавшая здесь Богородицерождественская церковь с приделом Пророка Илии была разобрана на дрова для обжига кирпича для каменной церкви, а колокольня продана в село Княжево. 11 октября 1815 г. был освящен Ильинский придел. Спустя год достроили колокольню и освятили весь храм. В 1849 г. стены храма были значительно расширены, а в 1857 г. разобрана колокольня для расширения в западную сторону трапезной части храма. Новая колокольня построена в 1860 г. В 1875 г. построен более обширный алтарь, а год спустя возведена каменная кирпичная ограда. При храме существовали школа и библиотека.
С 1941 по 1945 гг. храм был закрыт, а в 1946 г. там вновь стали совершаться богослужения. В 1963 году храм закрыли опять и устроили в нём склад медикаментов. 
Новая жизнь храма началась в 1992 году, после регистрации местной православной общины.

Реквизиты храма в Раменках для перечисления пожертвований:

  • МРО Православный приход БОГОРОДИЦЕРОЖДЕСТВЕНСКОГО ХРАМА СЕЛА РАМЕНКИ ЕГОРЬЕВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
  • 140315 Московская область, Егорьевский район, с. Раменки, д. 16.
  • ИНН 5011014607; КПП 501101001;
  • Р/с 40703810240120100141
  • Сбербанк России (ОАО) г. Москва
  • Егорьевское отделение ОСБ 2692;
  • БИК: 044525225; ОКТМО 46612101
  • ОГРН 1035000036180
  • Кор. счет: 30101810400000000225

Беседовал Алексей Марков

Источник: газета «Егорьевский Курьер»

 

 

Будни прихода храма села Раменки

24 декабря 2014 г.

Молодого священника в Егорьевск привело творчество

В селе Раменки – новый батюшка. Внешне выглядит не по-нашему, похож больше на итальянца. Поёт – лучше, чем артисты в опере. Сначала прихожане присматривались, потом потянулись на службы, помолиться и послушать батюшкин голос.

О хозяйственных и духовных проблемах прихода, о вере и творчестве, корреспондент «ЕК» беседует с новым настоятелем Храма Рождества Пресвятой Богородицы села Раменки о. Георгием Курдогло.

Отец Георгий, давайте начнём с необычной истории, которая привела вас в Егорьевск…

Я родился в республике Молдова, Чадыр-Лунгский район, село Гайдар. Это село расположено в гагаузской автономии. По национальности я гагауз. Гагаузы – это небольшой народ, говорящий на тюркском языке, но исповедующий православие. Мои родители, а также бабушки и дедушки – люди воцерковлённые, и я с детства посещал храм, нёс клиросное послушание – пел в церковном хоре. Так что петь любил всегда. В 2005 году занял призовое место на конкурсе вокалистов "Восходящие звезды Гагаузии". Там же на конкурсе была делегация из Егорьевска под руководством ныне покойной Елизаветы Алексеевны Казьминой, которая меня заметила в пригласила учиться в Егорьевский музыкально-педагогический колледж. В 2010 году колледж я закончил и получил диплом учителя музыки.

А как стали священником?

В 2012 году поступил в Коломенскую духовную семинарию, где обучаюсь в настоящее время. Рукоположили меня в священники 10 мая 2014 года.

Отец Георгий, не пугает ли вас целая лавина проблем в вашем первом приходе?

Нет, не пугает. Я родился в очень небогатой деревенской семье. Отец мой – слесарь, мама повар. Чтобы прокормиться,  в доме всегда держали скотину. Физической работы я не боюсь. Больше беспокоит отсутствие опыта. Но он, надеюсь, скоро придёт.

Давайте тогда поговорим о главной хозяйственной проблеме вашего прихода…

Эта проблема - старая крыша. Мы как можем её латаем, затыкаем дыры, но это всё временные меры. Храм нужно перекрывать заново качественной кровлей. Без этого не удастся сохранить замечательную роспись – как 19 века, так и сделанную в начале 20 века мастерами васнецовской школы. По площади сохранившейся росписи и по её художественной ценности, наш храм, наверное, второй в районе после храма Александра Невского. Отслаивающаяся штукатурка и гибнущая на наших глазах живопись – это не наследие безбожных советских лет. Специально эту роспись в Раменках никто не уничтожал, как это бывало в других местах. С 1963 года до 1996 года здесь находился склад медикаментов, и соответственно поддерживался постоянный режим температуры и влажности. Живопись стала разрушаться позднее, когда храм был уже открыт, но появились протечки, и не было отопления.

Сколько стоит устройство новой крыши?

Мне сделали  смету. На устройство новой кровли храма требуется 4,5 миллиона рублей. Цифра для нашей общины неподъёмная. Но сидеть сложа руки мы не собираемся, будем ремонтировать, перекрывать по частям, делать всё возможное. Роспись надо спасти, её реставрация будет стоить ещё дороже.

Есть ли на кого опереться в приходе?

Мой предшественник, покойный отец Феофан, собрал вокруг храма крепкий приход. Многие его духовные дети  приезжали даже из Егорьевска. Смена священника – всегда болезненное время для прихода. Но всё равно, сейчас даже в зимнее время в храме на воскресные службы собирается около сорока человек. Есть костяк прихода, мои помощники, которые приходят и трудятся во славу Божию, очень помогая мне в хозяйственных вопросах. Хочу назвать этих замечательных людей – Елена Васильевна Усанова, Лидия Тихоновна Богданова, Галина Михайловна Шелухина, Виктор Иванович Лебедев, Олег Петрович Смирнов. Так что прихожанами своими я доволен, чувствую их поддержку и заботу.

Как вы различаете, какая музыка полезна и какая разрушительна для души?

Слушая музыку, у меня всегда есть ощущёние, что то или иное произведение для меня лично в данный момент моей жизни полезно или вредно. Но на других людей я эту классификацию музыки переносить бы стал очень осторожно. Я считаю, что условно всю музыку можно разделить на три части.  Высокая музыка – к ней можно отнести церковное пение, большую часть классической музыки – полезна для души. Низкая музыка – например клубная электронная музыка запредельной громкости и попса – для души безусловно вредны. А большая часть современной музыки – может быть как вредна, так и полезна в зависимости от времени и личности слушающего. К такой музыке я бы отнёс,  например, легкую мелодичную эстраду. Допустим, какая-то мелодичная песня о несчастной любви у кого-то может пробудить в душе соблазнительные воспоминания и страстные чувства, а кого-то навести на полезные мысли о том, как такого несчастного состояния нужно избегать…

Говоря о музыке, не полезной для души я вижу ещё её опасность в том, что она часто навязывается нам вопреки нашему желанию. Например, звучит в торговых помещениях магазинов, льётся из телевизоров. Тем самым заглушая другую музыку, которая если прислушаться, звучит в нашей душе. Только гораздо тише.

Почему у творческих людей так часто не складываются судьбы?

Творческие люди более чувствительны к восприятию мира, более ранимы. Талант даётся им от Бога. Его надо раскрывать. Об этом ясно сказано в евангельской притче о талантах. Нераскрытый талант грозит человеку многими опасностями. Занятый не своим делом человек более подвержен стрессам, страстям, более открыт для греха, острее переживает неудачи.

Но раскрывая свой талант человек, особенно творческий должен помнить о Боге. Ибо дьявол особенно искушает таких людей, стремясь их заставить работать на себя. Использовать талант для искушения его обладателя и многих других людей вокруг. Борьба за души талантливых людей идёт 24 часа в сутки, днём и ночью. 

Сейчас всё больше молодых людей работают в таких сферах как маркетинг и реклама. Допустимы ли такие профессии для православного христианина? Не разжигают ли они греховные страсти следования моде, безудержного потребления, в основе которого лежит гордыня?

Я бы избежал призывать православных людей сразу бросить такую работу, в особенности, если они кормят семью. Но иллюзий быть здесь не должно, эти профессии действительно несут в себе потенциальную опасность для душ людей, включая тех, кто этими профессиями занимается.

Если говорить  о моде – то церковь, нарочито избегает следования её изменениям. И в одежде, и в обрядах и в языке богослужения. В этом есть, конечно, глубокий смысл – не идти на поводу у сиюминутных течений, пустых по сути и лишь смущающих душу.  

Как вы относитесь к социальным сетям?

Социальные сети – обоюдоострый инструмент, который может быть использован как во благо, так и во вред человеку. У нашего прихода, например, есть в сетях страница, многие священники через сети ведут пастырскую работу, помогают людям советом. Но сети - это и искушение. Выставляя внешне излишне красивые фото, собирая «лайки» люди легко падают в грех гордыни и в частности в хвастовство.

У социальных сетей есть ещё одна опасность, они лишают людей живого общения, того, при котором видишь глаза собеседника и чувствуешь его душу. Часто люди общаются, не зная, кто на самом деле скрывается за аватаркой, каковы его замыслы. Я помню, в студенческие годы были ребята сидевшие день и ночь в соседних комнатах у компьютера и так и не нашедшие время поговорить душевно со своими соседями. Это ненормально.

К вашему приходу относятся Психо-неврологический интернат и Профессиональный лицей. Вы уже познакомились с вашими новыми прихожанами оттуда?

Я был и в лицее и в интернате. Беседовал с людьми. И там и там устроены молельные комнаты. Будучи в Интернате людей на больных и здоровых не делил, так как главным образом надо было просто выслушать и тех и других. По возможности поговорить со священником там соскучились, общения людям явно недостаёт. В Лицее, в общежитии также есть комната для молитв. Ребята там учатся разные, есть из неполных семей, детских домов. К сожалению, училище расположено не так близко к храму, чтобы лицеисты могли пешком прийти на службу. А мне у них бывать часто трудно в силу занятости. Но контакт налажен, общаться будем.

Собираетесь ли вы переехать на жительство в Раменки, в церковный дом?

Нет, из Егорьевска в Раменки на постоянное жительство я пока не собираюсь. Церковный дом, который сейчас ремонтируем, отведём под приходскую трапезную и воскресную школу.

Вы ещё совсем молодой человек. Не смущает ли вас то, что к вам часто за советом идут люди, которые старше вас по возрасту. Нет ли здесь опасности впасть в младостарчество?

Да, жизненный опыт, конечно, важен. Знаю, что в греческой православной церкви священники до сорока лет не принимают исповедь, а только служат и справляют требы. Но в русской церкви такого правила нет.

Я считаю, что здесь надо чётко разделять беседу со священником и исповедь. Если к молодому священнику пришёл поговорить и испросить житейского совета человек, старший по возрасту и этот молодой священник в силу своего малого житейского опыта сомневается в том, что именно посоветовать, то нет ничего страшного в том, что он честно в этом сознается, а лучше порекомендует старшего и более опытного иерея.

Если же человек пришёл на исповедь, то исповедовать надо в любом случае. Часто люди идут на исповедь импульсивно, в особом душевном состоянии. Нельзя этим людям отказывать в возможности исповедовать свои грехи. Ведь исповедуют их они не священнику, а Господу. А правильные слова Господь священнику в такой ситуации подобрать поможет.

А.Марков
Фото автора


Роспись над сводом алтаря, сделанная художником васнецовской школы,
поражает своей выразительностью и сохранностью. 


Снятие с креста. Роспись начала 20 века отслаивается от отсыревшей стены.


Поклонение волхвов. Эта часть росписи была выполнена в начале 20 века,
сохранила оригинальные светлые тона и  не была испорчена поздними поновлениями.


Роспись этой части свода утрачена из-за прохудившейся крыши.


Игумен Феофан похоронен около Алтаря храма согласно его завещанию.
В Раменках бережно сохраняют память о нём. 


Храм в селе Раменки требует больших ремонтных работ.
Но это не пугает молодого настоятеля.


Первый проект нового батюшки – пристройка к церковному дому.
Здесь будет располагаться младший класс воскресной школы.

Беседовал Алексей Марков

Источник: газета «Егорьевский Курьер»